Тема: Орловское Общество Охотников и Рыболовов и Орловский Клуб Охотников :: Психология собаки

Прислано Петрович 18-12-2014 10:58
#39

КАК УЧАТСЯ СОБАКИ

“О чем думает ваша собака”, Джон Фишер

Как учатся собаки? С большой легкостью, если мы их правильно учим.

Если собаки делают что-то и не получают никакого вознаграждения, то, вероятнее всего, они не станут делать это еще раз. Все животные, не исключая нас с вами, обучаются или выполняют какие-либо действия ради вознаграждения.

В этом основополагающем принципе нет ничего нового. Дрессировщики пользуются им на протяжении многих лет. Единственное отличие от современного подхода вот в чем: раньше вознаграждение интерпретировалось как похвала, а отсутствие вознаграждения считалось достаточным наказанием. Но похвалы или наказания мало.

Вы не научите слона стоять на задних ногах, приговаривая: “Хороший слон!” — и считая свои слова достаточным вознаграждением. Вы не научите касатку выпрыгивать из воды по свистку, только говоря: “Хороший кит!” Так почему же вы вообразили, что слова “Хорошая собака!” являются достаточным вознаграждением, благодаря которому возрастет вероятность повторного выполнения животным тех или иных действий?

Вы захотите работать вторую неделю, если бы в конце первой ваш босс (хозяин) всего-навсего похлопал вас по спине и улыбнулся, сказав: “Молодец!” Возможно, и захотите, если считаете вероятным получение вознаграждения в конце второй недели, но только потому, что у вас, человека, есть способность логически мыслить. Но как только вы поняли бы, что никакого другого вознаграждения, кроме словесной похвалы, не предвидится, вы бы сказали: “Делайте эту работу сами, босс!” Если вы готовы поступить иначе, позвоните, — у меня для вас найдется работа.

На протяжении многих лет складывались небылицы, в которых нашли отражение распространенные взгляды на дрессировку собак. Как автор и преподаватель заочного курса “Поведение собак” я располагаю данными, полученными в ходе исследований моими студентами, — они говорят о том, что старые “принципы” все еще широко распространены.

“Если вы велите собаке что-то сделать, вы должны заставить ее сделать это сразу же”.

“Никогда не используйте пищу для дрессировки, это подкуп. Собака должна выполнять команду лишь потому, что ее отдали вы”.

“Нельзя начинать дрессировать собаку, пока ей не исполнится шесть месяцев”. (Многие клубы отказываются дрессировать собак моложе шести месяцев.)

“Если вы собираетесь как следует выдрессировать собаку, необходимо применять удавку”. (В одной утренней субботней телевизионной программе для детей показывали дрессировщика собак, который именно так и сказал, показывая это приспособление. Складывается впечатление, что мы сегодня передаем молодому поколению то, чему научились от наших предшественников.)

Это лишь немногие основные правила, которым меня первым делом научили, когда я делал свои первые шаги в мире собак. Опираясь на них, я пытался научить моего первого пса отыскивать и приносить гантель, и сегодня, оглядываясь назад, я вижу, что действительно сумел его научить.

1. Я скомандовал ему: “Сидеть!” — указав место рядом с собой. Он не подчинился немедленно, и я дернул за поводок и удавку и нажал на его задние ноги.

Я думал: “Я учу его выполнять команду “Сидеть””. Пес думал: “Мне не нравится это слово: “Сидеть”, оно означает, что он будет грубо со мной обращаться”.

2. Я скомандовал ему: “Стоять!” и бросил гантель. Когда он рванулся за ней, я резко дернул поводок и повторил: “Стоять!”.

Я думал: “Я учу его не бежать, пока я не прикажу бежать”.
Пес думал: “Я запутался: почему он не позволяет бежать за гантелью?”

3. Я приказал: “Принеси ее!” — и побежал, ведя его на поводке туда, где упала гантель

Я думал: “Я объясняю ему, что теперь он должен принести гантель”.
Пес думал: “Теперь совсем ничего не понимаю: он же только что приказал ждать!”.

4. Я указал на гантель и скомандовал: “Возьми!” Когда он ее взял, я побежал назад, легко подтягивая поводок, чтобы побудить его следовать за мной.

Я думал: “Учу его подбирать предмет и приносить обратно”.
Пес думал: “Должно быть, разрешил, возьму... Ой нет — он тянет меня назад; лучше я ее брошу”.

5. Он бросил гантель. Я сказал ему: “Нет!” — сунул гантель ему в пасть и удерживал его челюсти, приказывая: “Возьми!”

Я думал: “Учу его не бросать предмет”. Пес думал: “Теперь он, кажется, начинает злиться. Как только он позволит — выплюну и никогда больше не побегу за этой штукой”.

Нет необходимости подробно останавливаться на этом случае. Признаюсь, я чуть-чуть преувеличил, я не был таким уж плохим дрессировщиком. (Может быть, мне следовало спросить, какого мнения на этот счет мой пес.)

Я пытался научить свою собаку искать и приносить предмет, давая сложное задание, не научив его предварительно всему, что требовалось на каждом отдельном этапе. В дальнейшем будет рассказано, как я учил приносить гантель свою самую последнюю собаку, но прежде необходимо рассмотреть факторы, которые отрицательно сказываются на способности собаки к обучению.

Отрицательный тигмотаксис

Тигмотаксис означает то, что, когда вы оказываете физическое давление (например, ладонью) на тело любого животного, ваше действие вызывает сопротивление. Подумайте, что произойдет, если кто-нибудь схватит вас за рукав и начнет тянуть, — вы немедленно отпрянете или потянете в другую сторону. Постороннее давление вызывает противодействие, — это правда жизни, с которой приходится считаться. Если мы будем толкать или тянуть собаку или заставлять ее принимать желаемую позу, первоначальной реакцией собаки будет сопротивление. Если вы вынуждаете собаку лечь, она начнет вставать. Она и думать будет о том, чтобы встать — то есть совершить действие, противоположное тому, какого вы добиваетесь вашим “обучением”. И тогда для преодоления этого сопротивления мы прилагаем более сильное давление.

Не легче ли использовать метод, который не опирается на давление — в любом смысле этого слова, — и устранить таким образом препятствие, мешающее собаке учиться с легкостью?

Чувствительность осязания

В результате селективного разведения одни породы собак менее чувствительны к боли, чем другие. К примеру, терьеры и бойцовые породы обычно довольно малочувствительны. Но даже представители одной и той же породы сильно отличаются друг от друга степенью восприимчивости к боли. Вы можете проверить чувствительность своей собаки, зажав указательным и большим пальцем кожную перепонку между вторым и третьим пальцами передней лапы. Слегка сжимайте, постепенно усиливая давление, при этом считайте до десяти. Остановитесь в тот момент, когда почувствуете реакцию. Чем меньше число, тем выше чувствительность.

Как чувствительность к боли влияет на способность вашей собаки к обучению? Нечувствительные собаки не реагируют на некоторые приемы дрессировки, в то время как те же методы, если воспользоваться ими, дрессируя чувствительную собаку, могут разрушить ее доверие к вам как к дрессировщику.

Если собака участвует в особенно приятном задании, то вероятно, что она будет менее чувствительна, чем обычно. В разгар погони за белкой собака скорее всего не почувствует, как ее хлещут молодые ветки, когда она мчится по лесу. Разумеется, верно и противоположное: чем меньше нравится собаке занятие, тем выше будет ее чувствительность. С очень чувствительной собакой, которую учат чему-то, что ей не нравится, нужно работать “в лайковых перчатках”, то есть очень бережно, или, что еще лучше, нужно найти способ доставить ей больше удовольствия, чтобы уменьшить чувствительность.

Восприимчивость к шуму

Действие шума может оказаться решающим фактором, когда вы пытаетесь дрессировать очень чувствительную собаку.

Уровень чувствительности к шуму было бы легко установить, но, как и осязание, острота слуха различна у разных собак, и если не знать, какое воздействие шум оказывает на собаку, которую мы дрессируем, то тем самым создается еще одно препятствие на пути к учению с легкостью.

Острота зрения

Колли являет собой классический пример собаки с острым зрением. Глаза у колли подобны радарам и способны замечать малейшее движение. Очевидно, не стоит дрессировать такую собаку в таком месте, где происходит много быстрых движений: ей будет трудно сконцентрировать свое внимание на том, чего вы хотите от нее добиться.

Есть еще кое-что, свойственное колли. Поскольку это порода, которая в основном учится всему быстро, многие хозяева считают, что собаки способны угадывать, что им прикажут. Эта способность укрепляет репутацию колли как “ученых от рождения”. На самом деле в большинстве случаев колли замечает нечаянное движение, предшествующее команде, и реагирует на него: изменение положения ног хозяина перед тем, как он встанет, чтобы вести ее гулять, или взгляд на часы перед кормлением. Хорошо обученная колли зачастую подбегает к вам, едва вы повернетесь к ней лицом, прежде чем вы ее позовете. Так же вероятно, что необученная колли убежит от вас на прогулке в парке, как только вы достанете из кармана поводок, еще до того, как позовете ее.

Все это наводит на предположение, что колли способны читать наши мысли. Нет, не способны. Но собаки с острым зрением очень быстро замечают мельчайшие движения, которые сигнализируют им о наших намерениях, прежде чем мы что-то сделаем.

Если мы не знаем, насколько острое зрение у нашей собаки, мы, пожалуй, станем иной раз ругать ее за то, что своим неосознанным жестом приказали ей сделать.

Достаточно всего лишь трех или четырех последовательных отрицательных реакций с нашей стороны, и собака уже не станет выполнять команду, выполнения которой мы добиваемся. И тут мы сердимся.

Если быв только колли отличаются большой остротой зрения. Независимо от породы ею обладают многие собаки, и если в результате мы подаем сигнал, сбивающие собак с толку, а затем ругаем их за подчинение этим незаметным для нас самих сигналом, то не удивительно, что возникает смысловой конфликт и недоразумения.

Чувствительность психики

Многие собаки, независимо от породы, становятся чрезвычайно восприимчивы к настроениям своего хозяина. Я уверен, что некоторые читатели, состоящие в браке, замечали, что их собака пускается наутек или прячется, если начинается семейная ссора. Нервность собаки теснейшим образом связана с ее способностью справляться со стрессом. Если мы огорчены тем, что собака плохо выполняет команды, чувствительная собака заметит наше огорчение, и ее работа может стать еще хуже.

Когда я был ответственным за обучение проводников полицейских собак, то часто улавливал через площадку отрицательные “флюиды”, исходившие от проводников, если их собаки делали не то, что, по их мнению, должны были делать. У чувствительных собак это, в свою очередь, вызывало ухудшение работы. В результате возникал порочный круг. Мое средство в данном случае всегда следующее: “Уведите собаку, отдохните и выпейте чашку чая”. Проблему этим, конечно, не решишь, но по крайней мере и не усугубишь.

Психическое давление со стороны проводника может оказывать очень сильное воздействие на собаку с повышенной психической чувствительностью. Давление может быть следствием того, что его собака не реагирует так же быстро, как собака сослуживца, а может быть, проводнику приказали или выдрессировать собаку, или избавиться от нее. А может быть, он недоволен тем, что задерживают его продвижение по службе или обеспокоен из-за подошедшего срока платить очередной взнос по какой-нибудь закладной. Подобные вещи, оказывается, тоже влияют на способность собаки к обучению.

Собаки чувствительного типа чаще всего страдают от проблем, связанных с тревожностью: они портят вещи, воют, лают и даже пачкают в доме, когда их оставляют одних. Это происходит из-за тому, что собака неустанно ищет подтверждения того, что она поступает правильно. У собаки чувствительного типа уверенность в себе могут разрушить простой упрек, возглас неодобрения или досады и даже поднятые к небу глаза хозяина.

Психическая восприимчивость свойственна как собаке, так и хозяину. Прежде чем начинать дрессировку, мы должны не только изучить тип собаки, за которую мы с этого момента несем ответственность, но и определить, к какому типу относимся мы сами.

Как же научить наших собак чему-либо, притом таким образом, чтобы они учились с легкостью?

Ответ на этот вопрос дает методика положительного подкрепления.

Методика положительного подкрепления

Это система, целиком опирающаяся на побудительный мотив (стимул) и отвергающая физическое воздействие или силу в любых их проявлениях. Этим методом могут пользоваться даже дети. Он не требует какого-либо природного дара (таланта) дрессировщика. Он не связан с каким-то особым тоном, выбором подходящего времени, не основан на регулярной практике и не опирается на какую-либо из традиционных теорий дрессировки собак. Все, что требуется. — ваш разум и какой-нибудь лакомый кусочек.

Как научить собаку, чтобы она по команде ложилась в каком-нибудь определенном углу комнаты? Для этого существует два способа.

1. Можно бить собаку плеткой всякий раз, когда она пойдет в какой-либо другой угол, и вообще бить до тех пор, пока она не усвоит, что указанное вами место — единственное безопасное убежище.

2. Можно дать собаке особенно вкусный кусочек в этом уголке и полностью ее игнорировать, когда она пойдет в какую-то другую часть

Каждый владелец собаки ежедневно поступает подобным образом и дома, и вне его стен, не задумываясь о том, что и как он делает. Хотя почему-то, когда требуется сделать некоторое усилие и чему-нибудь научить свою собаку, мы становимся в позу дрессировщика и вспоминаем стародавний подход: “Ты собака, я хозяин. Я приказываю, ты подчиняешься”.

Когда дома вы подзываете собаку, вы обычно намерены покормить ее, или взять на поводок и повести на прогулку, или показать, что вы уронили еду на пол в кухне и хотите, чтоб она все подчистила. Действительно, дома мы редко зовем собаку просто так, обычно это происходит по какой-то причине, и в большинстве случаев выполнение команды сулит собаке что-то приятное. В результате лишь немногие люди жалуются, что собака не идет на зов дома.

А в ближайшем парке дело обстоит совсем иначе. Вы гуляете, она свободно бегает, играя с другими собаками, охотится за белками, роется в мусорных урнах, в то время как вы погрузились в собственные мысли. У ворот парка вы зовете ее, чтобы вести домой. И тут она, бросив на вас взгляд, направляется в противоположную сторону. (Такое все мы видим на улице чуть не каждый день.) В этот момент вы говорите себе: “Я должен наконец выдрессировать свою собаку”.

Вы ее уже выдрессировали. Вы преуспели в том, что научили ее не подходить к вам. Как? Очень просто. Собака быстро усвоила: если она не подойдет, то будет вознаграждена более длительной прогулкой. Если же она к вам подойдет, то лишится удовольствия: ее отведут домой.

Если бы вы применили ваши “домашние приемы” дрессировки команды “Ко мне!”, подзывая пса около ворот, давая лакомство и затем делая еще круг по парку, то вскоре, услышав зов, он летел бы к вам пулей.

Подкуп? Я называю это здравым смыслом. По-моему, это довольно забавно: то, чему ученые, психологи и бихевиористы (специалисты по проблемам поведения) придумали замысловатые названия вроде “модификации поведения”, “реабилитационная психотерапия”, “психология поведения” и так далее, широкой публикой все еще расценивается как подкуп. Впрочем, на самом деле важно другое при правильном применении положительное подкрепление весьма эффективно: оно изменяет нежелательное поведение.

Существует ряд основополагающих принципов, которые определяют успех применения положительного подкрепления как метода дрессировки. Но прежде чем начать применять эти принципы, или законы, с помощью специальных обучающих упражнений в процессе дрессировки собак, необходимо рассмотреть отдельно каждую стадию обучения, ее цель и ожидаемый результат.

Как действует положительное подкрепление

Прежде всего мы вообще должны забыть об упражнениях. Все, что нас интересует для начала, — это первый шаг в нужном направлении. Вспомним уже приводившийся пример с касаткой и представим себе, что мы хотим научить касатку выпрыгивать из воды. Мы даем свисток (команду) и ждем. Затем ждем еще немного, а зачастую бывает, что ждем еще и еще.

Очевидно, сначала касатка не имеет представления о том, что от нее требуется, когда звучит свисток. Поэтому нам приходится ждать, чтобы она зачем-нибудь высунула нос из воды. Точно в этот миг мы снова свистим в свисток и даем ей рыбу. Когда она проплывает внизу, мы снова свистим и ждем. Процедура повторяется до тех пор, пока касатка не выйдет на уровень “ага!”: “Ага! Когда я слышу звук свистка, я получаю рыбу”.

Этот уровень понимания — уровень “ага!” — не может считаться закрепленным, до тех пор, пока вы не добьетесь, чтобы происходило десять из десяти возможных немедленных реакций на свисток. Пока это не достигнуто, не следует переходить к следующему этапу дрессировки. На первом ее этапе кажется, что прогресс не очень заметен, однако для успеха обучения крайне важно, чтобы каждый этап заканчивался достижением уровня полного понимания. Если вы этого добьетесь, то обнаружите, что, по мере перехода к каждому следующему этапу, превращение первоначальной реакции в распознаваемую цепочку движений идет очень быстро.

Теперь мы подходим к этапу дрессировки, который называется “формирование”. Нам нужно заменить уже сложившуюся цепочку: “свисток — появление носа — обязательная рыбка”, новой цепочкой: “свисток — касатка выпрыгивает из воды — рыбка дается иногда”. Достигается это следующим образом.

Формирование поведения означает, что мы делаем один маленький шаг в нужном направлении и продвигаемся к конечной цели, подкрепляя каждый сделанный шаг. Так мы обеспечиваем безусловное выполнение этой части цепочки, прежде чем двигаться дальше. Здесь наблюдается интересное явление: выполнение определенных действий, надежно затренированное с помощью вознаграждения, можно сделать еще более четким, если вознаграждение задерживать.

Предположим, затренирована такая реакция касатки: на десять свистков она десять раз немедленно высовывает нос из воды. На одиннадцатый раз мы говорим: “Недостаточно хорошо, рыбы ты не получишь”.

Можно предположить, что теперь касатка подумает: “Но я всегда получаю рыбку. Наверное, кто-то ее стащил раньше меня. В следующий раз надо живее пошевеливаться”. И на двенадцатый раз вы получите более быструю и энергичную реакцию касатки: она высунет из воды всю голову целиком. За это безусловно полагается рыбка, но теперь и в дальнейшем — только за это.

Дальше будем формировать цепочку: “свисток — появление из воды всей головы целиком — при немедленной реакции рыбка в награду в десяти случаях из десяти”. Лишь затем можно будет перейти к следующему этапу. Кажется, что обучаемый с каждым этапом все скорее понимает, что от него требуется, и возникает эффект снежного кома.

Я намеренно воспользовался примером касатки, чтобы подчеркнуть главное: весь процесс обучения может осуществляться без какого-либо физического воздействия. Сначала мы ждем верного шага в нужном направлении и вознаграждаем его, затем закрепляем и придаем законченную форму.

Хозяин: “Какая разница между всем этим и подкупом?”

Я: “Подкуп — это использование награды в качестве соблазна, для того чтобы стимулировать движение. Подкрепление — это вознаграждение, получаемое за добровольное движение”.

Хозяин: “Всегда ли давать награду?”

Я: “Прием действует лучше, если вы даете награду не всегда. Когда модель повеления сформирована, только самая быстрая, ярко выраженная и сильная реакция вознаграждается. Иногда ученику придется выполнить отработанную цепочку шесть или семь раз, прежде чем последует вознаграждение”.

Хозяин: “Обязательно ли давать в награду что-то съедобное?”

Я: “Наградой может быть что-то другое, ради чего, с точки зрения ученика, стоит выполнять определенные действия. Было бы бессмысленно пытаться сформировать мое поведение с помощью тарелки капусты. Терпеть не могу капусту!”

Как применять положительное подкрепление

Возьмем два простых действия: выполнение команд “Сидеть!” и “Лежать!”. Попытаемся, используя наш метод и не применяя силу, научить собаку четко реагировать на данные команды.

Чтобы ускорить процесс, необходимо прибегнуть к подкупу. Иными словами, мы показываем награду, чтобы стимулировать движение. Как только достигается этот уровень понимания, мы обращаемся к команде и подаем ее только голосом, затем ждем, чтобы было сделано верное движение. Тогда мы придаем этому движению законченный вид.

Для отработки команды “Сидеть!” покажите собаке лакомство, даже дотроньтесь им до кончика ее носа. Скажите: “Сидеть!” — и медленно переместите лакомство вверх и назад, чуть дальше линии глаз собаки. Сложение у собак такое, что если голова поднимается вверх и назад, то задняя часть туловища непременно опускается.

Для отработки команды “Лежать!” выберите такое препятствие, чтобы для его преодоления собаке нужно было лечь на брюхо. Это будет зависеть от размера собаки. Например, для немецкой овчарки подошел бы кофейный столик. Подведите к нему собаку и предложите ей лакомство, держа его в руке под столиком, то есть под препятствием. Когда собака потянется за лакомством, медленно отодвигайте его под препятствием, побуждая собаку двигаться следом и командуя при этом: “Лежать!” В тот момент, когда ее брюхо коснется пола, дайте вознаграждение.

Теперь, когда мы научили свою собаку делать то, чего мы от нее добиваемся, остается отучить ее делать то, что нам не нравится. Для достижения этой цели используем систему отрицательного подкрепления.

Методика отрицательного подкрепления

Отрицательное подкрепление — это использование чего-то неприятного вашей собаке. Но наша методика сильно отличается от традиционных методов дрессировки. В прошлом для коррекции нежелательного поведения использовалось главным образом физическое наказание: резкий рывок удавки, удар свернутой газетой. Еще один популярный прием — схватить собаку за загривок и хорошенько встряхнуть. Таковы лишь некоторые из многих общепринятых методов, применяемых для того, чтобы втолковать собаке, что вам не нравится ее поведение или ее действия

Почему эти методы непригодны? Их недостатки заключаются в следующем:

1. Большинство из этих методов обычно применяют слишком поздно: когда собака уже наполовину совершила нежелательное действие или, что бывает чаще, после совершения ею действия.

2. Наказание исходит непосредственно от хозяина или проводника. И собака быстро усваивает, что нужно сначала сделать что-то, что хочется, а потом держаться подальше от хозяина (или проводника).

Я уверен, все не раз видели собаку на поводке, которая ведет себя агрессивно по отношению к другой собаке, а затем, сжавшись от страха, глядит снизу-вверх на хозяина. Она не научена не проявлять агрессии, зато усвоила, что за агрессией последует наказание. Здесь наказание явно не соотносится с преступлением. Иными словами, собака делает то, что ей хочется, а затем демонстрирует подчинение, потому что хозяин застиг ее и собирается наказать.

Весь фокус при отрицательном подкреплении состоит в том, чтобы заставить собаку поверить, что именно ее действие привело к неприятным последствиям.

Классический пример: если бы ваша собака только приступила к исследованию края крышки мусорного ящика соседа, думая: “Пахнет вкусно, как бы до всего этого добраться?” — и как раз в этот момент сосед выплеснул на нее ведро воды из окна второго этажа, то я гарантирую, что она никогда больше не подошла бы близко к соседскому мусорному ящику.

Существенным элементом является то, что неприятное событие никак не связано с вами или, как в нашем примере, с соседом, если, конечно, он ничего не сказал, когда выливал воду. Окрик при применении отрицательного подкрепления изменяет ход мысли собаки и концентрирует ее внимание на том, кто применяет подкрепление.

При окрике отрицательное подкрепление превращается в наказание, то есть в один из важнейших принципов того, что, в сущности, является тиранией, основанной на выработке условно рефлекторной реакции отвращения. Если внимание собаки на 100% будет сосредоточено на действии, выработка отвращения будет эффективна на 100%. Если вы окриком отвлечете на себя 20% внимания, вы настолько же снизите эффективность, и так далее.

Обстоятельства, при которых я бы воспользовался отрицательным подкреплением, должны быть связаны с моделью повеления, которое приносит собаке удовлетворение: стремление к охоте, агрессия, “напрыгивание”, лай по любому поводу и так далее. Однако я не стал бы им пользоваться, не рассмотрев все прочие факторы, которые могут повлиять на поведение собаки. (Устраните коренную причину, и зачастую от проблемы не останется и следа.)

Кроме того, я бы сначала определил для себя, какого именно поведения я хочу добиться от собаки. Очень часто можно слышать советы, как пресечь определенное поведение, но при этом никто не говорит, чего конкретно надо требовать от собаки. Очень легко отучить собаку делать что-то, если вы предложите ей делать что-то другое, более привлекательное.

В моей практике я использую разнообразные приемы, чтобы заставить собаку прекратить нежелательное поведение. Ни один из них не основан на применении боли, наказания или на прямой конфронтации. За годы практики я обнаружил, что эффективнее всего применение звука. Чтобы использовать звуковое воздействие, я в 1984 году разработал специальные пластины (диски) для дрессировки собак. Устройство состоит из нескольких небольших медных дисков, издающих звук, который в результате предварительной психологической обработки может быть использован для того, чтобы прервать ход мысли собаки и привлечь ее внимание к хозяину, который в этот момент командует собаке, что делать.

Метод отвлечения звуком перекликается со старой практикой, впервые описанной, насколько мне известно, в книге полковника Конрада Моста “Руководство по дрессировке собак”. Автор рекомендует приспособление, называемое цепью, — легкую металлическую цепочку примерно в фут длиной или же биту. Он указывает, что эти приспособления должны использоваться только тогда, когда внимание собаки отвлечено от хозяина и тот находится на некотором расстоянии, так что собака не видит, кто наносит удар. В тот момент, когда собака получает удар цепью или палкой (битой), хозяин со своего места в некотором отдалении должен позвать собаку. Действие этого приема основано на принципе: “Ты можешь находиться в 40 футах от меня, пес, но я тебя и там достану”.

Подчеркиваю, “контроль и дрессировка”, потому что при правильном применении наш звуковой метод пригоден не только для пресечения нежелательного поведения, но и для подкрепления словесной команды.

Секрет успеха дисков в следующем:

1. Звук не похож ни на какой другой.

2. Диски можно носить в руке или в кармане, и они не будут производить шум. Это позволяет владельцу извлекать звук при помощи дисков только в нужный момент.

3. Диски не применяются ни как метательный снаряд, ни как “удлинитель” — проводник хозяйского гнева, их используют просто как реакцию на нежелательное действие. Если их применить не по назначению и бросить ими в собаку, то они, будучи достаточно мягкими, не причинят боли или вреда (разве что особенно психически неуравновешенный хозяин бросил бы их прямо в глаз собаки, но в таком случае всякий, кто на это способен, может ведь сделать то же самое, пустив в ход любой другой предмет).

4. Методика применения дисков состоит в предварительном формировании условного рефлекса, которое осуществляется до решения проблемы изменения нежелательного поведения; таким образом, выработанный рефлекс оказывает необходимое отрицательное воздействие.

Я знакомлю собаку с дисками следующим образом.

Подзываю собаку к себе и предлагаю ей лакомство, говоря: “Возьми”. Повторяю эту процедуру три или четыре раза. Затем, ничего не говоря собаке, делаю движение, чтобы положить лакомство на пол. Когда собака тянется за моей рукой, я сначала звякаю дисками, а затем бросаю по касательной на пол в том месте, куда кладу еду. Потом я немедленно убираю диски и еду. Все это проделывается очень быстро. Во время тренинга я продолжаю начатый разговор с хозяевами и совершенно игнорирую собаку. Очень часто я не могу даже выпустить из рук еду, — некоторые собаки очень жадные. Большинство собак на этом этапе не обращает внимания на звон дисков, и многие из них продолжают нюхать пол, пытаясь найти еду, которая, как им кажется, все еще там.

Я еще несколько раз даю лакомство, повторяя при этом: “Возьми”, и затем отхожу, чтобы снова положить еду на пол. Когда собака следует за моей рукой, раздается звон, и я опять бросаю диски, если собака следует за моей рукой до места, куда я хочу положить еду. Диски и еда немедленно убираются, я продолжаю беседу с хозяевами, игнорируя собаку.

Цель всей процедуры — внушить собаке, что она может брать предлагаемую еду, если я разрешаю ее взять, но если я намерен положить свою еду на свой пол, то даже самый жадный обжора не имеет права ее брать. Слабый звон, который я произвожу дисками, — это предупреждение собаке, чтобы она отступила, более громкий звон и появление дисков — реакция на попытку собаки взять еду. Игнорируя собаку после всего этого, я даю ей понять что-то вроде: “Я не имею к этому никакого отношения. В том, что происходит, виновата твоя глупость”.

Большинство собак игнорирует звон дисков в первый раз, а на четвертый раз они уходят от лежащего на полу лакомства и ложатся у ног хозяина. Некоторые собаки учатся быстро, некоторые не могут научиться совсем, но таких немного. Как и любая методика дрессировки, данная методика подходит не для каждой собаки. Хотя первоначальная цель этой вводной процедуры состоит в выработке у собаки условного рефлекса на звук как стимул, вызывающий отвращение, процесс обучения затрагивает более глубокие пласты системы ценностей собаки.

Я стараюсь дать собаке понять следующее: “Ты можешь взять ту пищу, которая мне не нужна и которую я разрешаю тебе взять, но даже не думай о том, чтобы взять принадлежащую мне еду или ту, что находится около меня”. То есть я предъявляю права на одну из основных собачьих привилегий, которой, как известно всем собакам, пользуются только животные более высокого ранга.

Еще больше я усиливаю эффективность дисков с помощью дополнительного упражнения. Оно тоже основано на инстинктивном представлении собак о том, что особи более высокого ранга обладают определенными привилегиями: “Если я занимаю вход в логово, не пытайся пролезть туда мимо меня”.

Я встаю и иду к двери. В то же время я говорю собаке очень скучным голосом: “Оставайся на месте”. Я не хочу использовать принудительные интонации дрессировщика или грозить собаке “перстом судьбы”, в то же время надо как-то избежать многозначительного молчания, которое для большинства собак означает, что все внимание должно быть направлено на меня. Поэтому я жду, пока собака чем-нибудь отвлечется, а затем делаю то, что хочу. Открывая дверь, я разговариваю с хозяевами.

Естественно, краем глаза я слежу за тем, что собирается делать собака. Полшага собаки по направлению к двери означает, что она не намерена оставаться на месте. Я бросаю диски в раскрытую дверь, и дверь захлопывается. Мой разговор с хозяевами продолжается, но я ничего больше не говорю собаке. К этому моменту мы обычно произносим какую-нибудь тарабарщину, имитируя разговор. (Очень трудно найти тему для беседы, когда ваше внимание поглощено чем-то важным для вас, но вы не должны этого показывать.) После нескольких повторов упражнения собака делает полшага назад от двери, садится или ложится. Любое из этих действий немедленно вознаграждается.

После этого вы можете быть уверены, что собака сделала свой выбор. Она будет или проталкиваться в дверь вперед вас, что, как она убеждается, — дело нестоящее, или ясно покажет вам, что не будет этого делать, и за такое поведение будет награждена. Только очень глупая собака не усваивает эту разницу почти сразу же.

К этому моменту и вы уже, без сомнения, поняли, что, при всем различии приемов, критерии здесь совершенно такие же, как те, что рассмотрены в разделе “Собака в человечьей стае”.

При условии, что собака реагирует так, как мы ожидаем, можно применять принципы отрицательного/положительного подкрепления при коррекции почти всех проблем поведения, на которые не удается повлиять с помощью других методов воздействия. "от типичный случай (обычно при обучении для надежности используется длинный поводок): “Впереди овца, поохотимся. Слышим звон, пожалуй, не будем охотиться. О, смотрите-ка, если я не охочусь, то получаю что-нибудь в награду”.

Как я обнаружил, небольшой процент собак, которые не реагируют на правильное применение дисков, хорошо реагируют на применение другого сигнального устройства. Это наполненная газом емкость с сигнальным свистком, который издает высокий пронзительный звук. Его применение должно быть весьма ограниченным, потому что тут используется пугающий эффект звука, тогда как диски дают обучающий эффект. К примеру, когда я применяю диски впервые, большинство собак не реагируют эффект возрастает медленно и постепенно с каждым применением дисков. Когда я пользуюсь сигнальным устройством, результат обычно бывает немедленным, но эта реакция вызвана страхом и не coвсем то, к чему мы стремимся в идеале. Если рядом с вами живет собака, все, что вам нужно, — понимать правила. Поэтому я стараюсь прибегать к звуковой терапии, вызывающей отвращение через страх, только в тех случаях, когда альтернативой является усыпление животного. Интересно отметить, что за годы, в течение которых звук используется для прекращения нежелательного повеления собак, лишь немногие собаки не поддались воздействию этого метода.

Лишь в редких случаях я использую вкус в качестве обучающего средства, прежде всего — для обучения собак, которые грызут специфические предметы вроде электрического кабеля. Собаки при этом подвергаются вполне реальной опасности погибнуть. (Вы бы удивились, если бы узнали, сколько их вот так гибнет, особенно щенков.) Для этих целей я применяю продукт, который называется “Горькое яблоко”. Он не токсичен, но на вкус отвратителен.

Очевидно, что при опрыскивании опасных предметов, вроде открытых кабелей, веществом с неприятным вкусом попытка взять их в пасть становится отрицательным опытом, и тем самым проблема снимается. Если проблема связана со стремлением грызть различные предметы и ее возможная связь с периодом прорезывания зубов или тревожностью была вами учтена (см. “Что делать?… решение проблем поведения”), то могу порекомендовать следующую процедуру, которая оказалась эффективной.

Например, собака грызет ножки у вашего стола эпохи королевы Анны (для собаки он — всего лишь кусок дерева). Средство должно быть чрезвычайно неприятным для собаки, если вы хотите добиться гарантированного успеха. Вам понадобится бутылка “Bitter Apple” (“Горького яблока”) в аэрозольной упаковке, две салфетки и дешевые духи.

Побрызгайте на одну салфетку духами, сильно разбавив их водой, а на другую “Горьким яблоком”. Предложите собаке подушенную салфетку и, как только она понюхает ее, засуньте салфетку с “Горьким яблоком” в пасть собаке и подержите ее закрытой в течение нескольких секунд, — это очень неприятно.

Затем возьмите любимую игрушку (но такую, чтобы не жалко было выбросить), которую собака всегда хватает, как только увидит. Опрыскайте ее “Горьким яблоком” и оставьте где-нибудь в доступном месте. В нескольких дюймах от игрушки, с той стороны, откуда пойдет собака, распылите водный раствор духов. Ваша собака приблизится, Учует запах дешевых духов и либо вспомнит предшествующий опыт, либо проигнорирует его. В любом случае запах зафиксируется в ее памяти.

Если она подойдет, чтобы схватить игрушку, она выплюнет ее и забегает по комнате, отплевываясь и отряхиваясь. Теперь игрушку можно выбросить и заменить чем-нибудь другим.

Затем распылите разведенные водой духи на расстоянии нескольких дюймов перед теми вещами, которые вы хотите уберечь от собачьих зубов. Излюбленные предметы тоже надо опрыскать “Горьким яблоком”.

Смысл в том, что вы с помощью запаха даете собаке сигнал о том, что продолжение тех действий, на которые она настроилось, ничего хорошего не сулит. Поскольку духи разбавлены водой, запах, который способен воспринять человек, полностью исчезает. Чувствительность органов обоняния собаки ведь в сотни тысяч раз превышает нашу.

Приближаясь к намеченной жертве, чтобы ее пожевать, собака чует запах-сигнал. Исходя из прошлого опыта, собака думает: “Только не это!” — и пятится назад.

Все эти средства отрицательного подкрепления (кроме пронзительного сигнала тревоги) для собаки значат то же, что словесная команда: “Отойди!” — или звяканье дисков, или слабый запах духов, если используется “Горькое яблоко”. Вся концепция отрицательного подкрепления состоит в том, что средство принуждения должно быть безусловно эффективным, а предупреждение ясным.